Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 19.03.2024, 03:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Литературный журнал "РЕНЕССАНС"
Главная | Регистрация | Вход
Педагогика 2015-2018


№1, 2018

Валентина Индовицкая

ИНДЕЙЦЫ С ОДЕССКОГО БЕРЕГА

 

За свои шестнадцать лет Маруся не бывала нигде дальше Сухого Лимана, да еще – Таирово, когда училась в школе-восьмилетке. А сегодня утром Явдоха Мироновна проводила онуку в самостоятельную жизнь.

- Бувай щаслыва, дытынко! Бережи себе! Вчися так, шоб я за тэбэ радила!

Лицо у бабушки – как печеное яблочко. В глубокой бороздочке прячется слезинка. Взгляд не выцветших за годы глаз суров, но нежен.

До отхода поезда оставалось еще сорок минут, однако бабушка Явдоха не стала ждать.

Перекрестила внучку на прощанье, повернулась - и узкой тропинкой, через пустырь, пошла к селу. Слегка сутулятся худенькие плечи, а голова в батистовой косыночке держится прямо. Вернется бабушка в свою хату, станет на колени перед образами…

«А-а, сдалась мне та Одесса!..» С фибровым чемоданчиком в руках Маруся бросилась к пустырю. Но из динамика донеслось: «Объявляется посадка…» - и она вернулась на перрон.

***

На Одесском вокзале – гармидер тысячеголосый. Какой-то дядька допытывается у вагонной проводницы:

- Мадам, это таки Одесса?

- Одесса… Одесса!

«Чудной… - думает Маруся. – Вон же на здании большими буквами написано! Дядечка, видать, неграмотный…»

Дотошный пассажир не унимается:

- А шо мы так долго стоим?

- Потерпите, гражданин, скоро тронемся. Тепловоз сейчас меняют.

- Тепловоз? И на шо меняют?

Проводница теряет терпение:

- Как – на что? На тепловоз, конечно!

- Так на так?! Тю-ю, таки это не Одесса!

Маруся рассмеялась. У них в селе тоже чудаков хватает, но, чтобы таких!..

***

«...Через год окончу техникум… - читает по слогам Явдоха Мироновна. – Буду агрономом, как наш директор Сергей Сергеич. Бабушка дорогая, я скоро выйду замуж. Не думай ничего дурного, Яша очень хороший. У него прозвище – Индеец. Правда, смешно?»

«Та хай хоч як прозываеться, аби зробив тебе щаслывою…» - вздохнула старушка. И снова в памяти всплыл тот страшный день.

…Шел пятый послевоенный год. В Сухой Лиман вернулись фронтовики. Все, кроме мужа и сыновей Явдохи Перепичко. Каждый день выходила женщина к московскому поезду – почему-то именно с той стороны она ждала своих мужчин. С напряжением вглядывалась в мелькавшие в вагонных окнах лица, но не находила тех, кого искала.

А однажды… Откуда она взялась, эта женщина с младенцем на руках – Явдоха не заметила. Поезд мчался прямо на сумасшедшую. Минута-другая – и он намотает на колеса ее тело. Явдоха страшно закричала. Женщина качнулась – может, хотела сойти с колеи… Но не сошла. В последний миг несчастная отбросила от себя далеко в сторону сверток с младенцем…

Младенчик оказался девочкой. «Твоя мамка вже ничого не скаже… А тебе мени Бог послав» - подумала Явдоха Перепичко.

Ребенка она оставила у себя. «Бабцею дытыни буду! - сказала в сельсовете, когда регистрировала малышку.

***

Порадовалась Явдоха Мироновна на счастливую невесту, на красавца-жениха. А правнуков не дождалась. Скончалась тихо. Ночью, во сне.

Маруся тяжело дохаживала беременность. «Ты на крейсер похожа!» – шутил Индеец и, приложив ухо к животу Маруси, благоговейно прислушивался к тому, что происходило у нее внутри.

***

Мама Индейца – конечно, хорошая женщина, но была бы еще лучше, если бы жила вдали от сына с невесткой. Она громко сокрушалась о том, что ее Яша – не папа Карло, чтобы тянуть на себе двоих младенцев. В количестве будущих внуков Миля Семеновна не сомневалась.

Предродовая палата, в которой находилась Маруся – уже не Перепечко, а Левандовская – была на втором этаже. Стоя внизу, во дворе, Индеец прекрасно слышал все, что происходит в палате. А там – кричали, выли, плакали, стонали, даже – матерились. Яков холодел от ужаса и славил бога, что тот сотворил его не женщиной.

Присел на лавочку для перекура и не почувствовал, как задремал.

Проснулся от холода и от того, что кто-то сильно трясет его за плечо:

- Проснись, счастливый отец! Жена родила!

Яков протер глаза, подбежал ближе к окну, в котором пожилая санитарка трясла растопыренной пятерней.

- Кто? Мальчик? Девочка? – не понял Индеец.

- Па-ца-ны-ы! – крикнула женщина. – Все, четверо!

Не сразу до папаши дошел смысл того числительного.

К санитарке присоединился мужик в белом халате – доктор, наверное. Он распахнул окно пошире и поздравлял Индейца:

- Такой случай – чтобы сразу четверо – один почти на восемьсот тысяч приходится!

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....................................................................................

...............................................................................................................................................................................................................................................................................................

У Маруси на языке вертелся едкий ответ, но она не хотела накалять обстановку. Заартачится, чего доброго – придется через суд развод получать. В наиделикатнейшей форме Маруся изложила свою просьбу. Бывший Индеец сделался грустным:

- Так, значит? Ладно, согласен. Но, может быть, Марусенька, ты когда-нибудь об этом пожалеешь.

***

Ивана и Марию обвенчали в церкви Успенского монастыря.

Вечером, во время праздничного ужина, на котором никто из посторонних не присутствовал, двенадцатилетний Николка сказал братьям:

- Наконец-то, пацаны, у нас есть отец! А то как-то неловко перед ребятами в школе… Надоело всем объяснять, что нас аист в капусту бросил…

***

«С моими сыновьями не соскучишься!» - вспоминая события сорокалетней давности, подумала Мария.

Короткой тенистой аллеей Иван с Марией спустились к морю.

Пятнадцать лет назад сыновья выстроили родителям этот дом на Большом Фонтане. Когда Мария с Иваном случайно узнали о начале строительства, они устроили сыновьям головомойку. Потребовали немедленно продать участок. Сыновья – ни в какую!

- Имеем право сделать родителям подарок! Старый дом и папину квартиру совхозу возвратите. Молодые специалисты за это вам спасибо скажут.

***

Скоро у Марии юбилей.

- Семьдесят лет живу на свете, - говорит Ивану, - а вроде, не нажилась еще… Столько хочется всего сделать!

- Успеешь! – успокаивает муж. – Мы ведь умирать не собираемся.

Мария вдруг тихо заплакала.

- Ты чего? – удивился Иван.

- Бабушку Явдоху вспомнила. Я сейчас такая счастливая! Счастливой была и когда одна с четырьмя сыновьями маялась. А не подобрала бы тогда меня бабуся с железнодорожной насыпи – и ничего бы этого не было…

- Ну, будет… Будет… - успокаивал жену Иван.

Где-то возле дома послышались голоса.

- Никак, дети приехали!

Иван с Марией повернули обратно. Навстречу им бежали двое близнецов – Николкины внуки. Их догоняли другие дети, постарше – сыновья и внуки их сыновей.

Подошли Николай, Илья, Михаил, Валентин:

- Здравствуй, мама! Здравствуй, отец! Как же хорошо у вас здесь! Мы так по дому соскучились!

 

№4, 2015

Александр Абакумов

ПРАСЛАВЯНЕ   И   БАЛТОСЛАВЯНЕ

А  каковы  подобные  палеоисторические  коллизии относительно наших лингвистических (cлавянских)  предков? Если  проанализировать  генезис  рассмотренных  в предыдущей  главе  древнейших  ариев-ямников,  то  этот процесс (по  мнению  ряда  археологов)  представляет  собой синтез местных неолитических групп с вост. вариантом весьма значительного  на  то  время  явления —  мариупольской археологической  зоны (крупнейшим  компонентом  позднего

этапа  которого  является  весьма  популярная  у  современных индоевропеистов энеолитическая среднестоговская к-ра 33 - 25 вв. до н. э.) 96. Мариупольская археологическая зона в пору своего  расцвета  охватывапа  степные  и  лесостепные  районы Украины,  Подонья,  Нижн.  и  Ср.  Поволжья,  знач.  часть Предкавказья. Именно  родоплеменные  группы  восточного  варианта

мариупольской  археологической  зоны  т(ипологически достатосно близкие к представителям более западной раннесреднестоговской  культуры),  скорее  всего,  и  были лингвоносителями  диалекта,  из  которого  впоследствии  и развился древний индо-ирано-дардо-нуристанский язык Только таким предположением можно увязать ариев с другими (более западными) восточно-индоевропейцами (или “сатемовцами”).  Многие  современные  языковеды  отрицают классическое разделение индогерманцев по наименованиям (в тех  или  иных  языках)  числительных  кратных  цифре 100.  Однако же большинство из них, по другим обоснованиям, всё равно  дифференцируют  индоевропейцев  на  две  большие подсемьи 97.  Б. В.  Горнунг,  исходя  из  иной  методологической основы,  называет  представителей  восточной  макроветви индогерманцев —  носителями  диалектов  древнейшей  юго-восточной  зоны (ДЮВЗ).  Иные  же  исследователи  именуют данный индоевропейский “языковый ствол” — зоной Б.

Сам  же  ранний  этап  мариупольской  археологической зоны (пока  что  гипотетический «зародыш»  этой  группы культур) в 1-й пол. IV тыс. до н. э. можно интерпретировать как именно  то  хозяйственно-политическое  единство (племенной союз),  ведущий  этнос  которого  и  был  исходным  для  всей восточной  макро-ветви  нашей  языковой  семьи.  По  данным сравнительного  языкознания  расчленение “сатемовцев” (или ДЮВЗ-евцев,  или  лингвоносителей “зоны  Б“)  произошло примерно  пять  с  половиной  тысяч  лет  назад  98.  Таков примерно  и  возраст  появления  а(  следовательно  и диссимиляции из единого «зародыша») культур мариупольской языковой зоны.

…………………………………………………………………………………………………………………………

Будущие праславяне, этно-политически разделившись с предками балтов (язык тогда ещё у них был общий) двинулись, по-видимому, во 2-й половине 16 в. до н. э. в степную зону.  Здесь, в то же самое время, произошло ослабление местных племен катакомбной культуры (пра-индоариев), что нами уже было показано в 1-й главе.  Почти всей  украинской  степью  овладели  среднеднепровские  иммигранты-праславяне, а Дон, Кубань,  Ставрополье  и  Нижнюю  Волгу —  племена  срубной к-ры (древнейшие  западные  иранцы).  Значительная  часть катакомбников  отправилась  через  Дербентский  проход  в Переднюю,  Среднюю,  а  затем  и  Южную  Азию.  На  юге  же Восточной  Европы  началась  ассимиляция  обоими победоносными  этносами (“праславянами”  и  архаичными западноиранцами)  пра-индоарийских “аборигенов”.  Синтезом же “пришлого”  среднеднепровского  и  относительно  более раннего  катакомбного  компонентов  и  является археологическая  культура  многоваликовой  керамики украинской  степи  и  лесостепи  самой  середины II тыс.  до н. э.

Данное  межплеменное  взаимодействие  и  обусловило древнейший  из  общеславянских  н(е  путать  с балтославянскими или со специфически восточнославянскими) лингвистических  контактов  с  ариями.  Среди  усвоенной  тогда “многоваликовцами”  пра-индоарийской  терминологии  была, вероятно,  определённая  часть  общих  для  всех  славян индоиранских  заимствований,  в  т.  ч.,  по-видимому,  и  такая лексема,  как  бог.  Свыше  столетия  волго-доно-кубанские западноиранцы и таврийско-черкасско-донбасские праславяне “соседили”  друг  с  другом.  Мирное  сосуществование  обоих племенных союзов сменялось вооруженным противостоянием и  наоборот.  В  нач. 14 в.  до  н. э.  срубники  взяли  вверх  и овладели  всем  югом  Вост.  Европы.  Праславянское  и праславяно-праиндоарийское  население  Степной  и Лесостепной  Украины  стало  иранизироваться.  Значительная же часть племен “многоваликовой” культуры эмигрировала на северо-запад,  где  при  их  взаимодействии  с “остаточными” среднеднепровцами  и  другими  этническими  группами сложился ранее расмотренный нами ранне-праславянский (в своей основе) тшинецкий археологический комплекс.

Сама  среднеднепровская  культура  вероятно преимущественно  балтославянская  по  языку  ее  носителей) имела  свой  существенный  лексический  контакт  с  ариями.  Во времена  относительного  оттеснения  праиранцев-ямников праиндоариями-катакомбниками (в самом начале II тыс. до н. э.)  часть  первых  отступила  к  Среднему  Поднепровью,  где  и была  ассимилирована  балтославянами.  Следствием  этого взаимодействия  в(ероятно)  и  явились  индо-иранские заимствования общие для славянских и балтийских языков.

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024