Культура-2011
№ 4-2011
Александр Беленький В КАНДАЛАХ КУЛЬТУРЫ Ветеранам трагедии улицы посвящается Коррида означает бег. В центральной части Бильбао, на площади – ,,Пля´са дё То´рос Ви´ста Але´грэ” – ,,Площадь Боя Быков Радостный Вид”, располагается большое, внешне несложное, формы цилиндрa здание, служащeе для коррид. Коррида, обычно, по праздникам. На стенах pазличныx кафе можно видеть картины корриды. Бандерильи – небольшие пики для холки быка. Скульптура – бык, пробивший лошадь снизу, и много другого. Обстановка, располагающая к раздумьям, кофе, отдыху, жестикуляции. Если спросить, что за праздник, мало кто найдётся ответить. Почти не знают. Также, как например, большинству неведомо, что красный цвет тряпицы, которой дразнят быка – революционный. Как-то в очереди в магазине я ради шутки высказал фразу, означающую: ,,Рот фронт”. Окружающие, непонимая, посмотрели на меня. – Это что, джакета? – спросила женщина рядом. – Нет, прошу прощения, это другая мода. ,,<<Красный фронт>> – это когда много солнца” – приходилось слышать мне напоминающие иронию слова. B газетах статьи o тореадорах, кумираx общества. Их жизнь, привычки. На приметном месте библиотеки – энциклопедия корриды ,,Лос Торос” – "Бои Быков” – 12 цветных, внушительного формата томов по 1100 страниц. Глянцевая бумага. История, техника боя, сопутствующие аксесуары. Диковинная культура и глубина, к которой нелегко приобщиться. Жаклин Кеннеди, Пабло Пикассо... Коррида, впрочем также, как и периодическое издание ,,Kорpe´o” – ,,Курьер” – является источником информации и знаний. И в библиотеке, на большом экране телевизора, передача из столицы Наварры – Помплёны: мощный бык нагоняет по широкому коридору толпу мужчин. Кого-то цепляет за рубашку – удалец зависает на рубашке, ткань рвётся, герой падает. Бык пробегает. Второго, третьего. Вот толькоо следующий. Разделить жертву на части возможно мгновеннo, неправдоподобно подвижно потрясая головой. И торопится дальше. Кровожадие – поболее гилиотинового, признаться. К корриде преамбула ли. Так мне и не удалось уяснить, какое выражение лиц подобает смотрящим это? Следует ли изображать печаль и горечь, когда терпит тореадор или убивают быка? А самому при этом ликовать и радоваться. – Если нет удовлетворения, зачем туда ходить? Возможно быть задумчивым. Недоумевающим. Испуганным... Когда бы не это представление, многие, наверное, высохли бы от скуки. Что имеется существенного, чем в праздненство можно его заменить? На корриду разрешается вход бесплатный, в верхние ряды, во всяком случае – билет на классический концерт состояния стоит. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..... ......................................................................................................................................................................................................................................................
№ 2-2011
Сергей Проваторов, главный редактор газеты «РУССКАЯ ПРАВДА»
Гоголевский призыв о любви к России (2 апреля – День памяти Гоголя)
У Брокгауза и Ефрона читаем: «Изучение исторического значения Гоголя не завершено и до сих пор. Настоящий период русской литературы еще не вышел из-под его влияния, и его деятельность представляет разнообразные стороны, которые выясняются с ходом самой истории…» Читаем и понимаем: ведь ничего не изменилось! И о себе Николай Васильевич писал: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно»… Признаюсь, к стыду своему: никогда раньше не любил его - ни в школе, ни после. Скорее потому, что не открылся он мне, а я - не пришел к нему. А что знал, то было не более чем подхваченные на ветру слова, пойманные на слух, услышанные и тут же отпущенные и забытые, не успев пробудить в сердце желания наследовать укрытую в них мудрость. А, может быть, еще и потому, что в советской школе не особенно акцентировали внимание на русском патриотическом духе творчества Гоголя… Каждому человеку, наверное, дана определенная мера знания, даны и возможности расширять эту меру. Но посмотрите: что, кого мы знаем? Мы не знаем мир вокруг нас, в котором живем. И не находим сил или «ресурсов» узнать его лучше. Еще и потому, что… часто и не догадываемся о нашем незнании. Немало лет работая над изданием «Русской правды» - газеты для Движения российских соотечественников, с каждым новым выпуском вижу, как ничтожно малы наши (и мои в том числе) знания о России. Приобретая этот опыт, снова соприкоснувшись с Гоголем, вдруг чувствуется совершенно по-другому: его мысли, как пробудившаяся совесть. С ними приходит понимание, что не только не знаем о России того, что нужно знать каждому русскому человеку, но и не горим русским делом и даже не болеем, а хвораем, как семидневной простудой, но отнюдь не смертельной болезнью, которая связывала бы нас с вечностью.
…………………………………………………………........................................................................................................................................................................
Наверное, стоит попробовать добиваться не только от российских структур, оказывающих поддержку соотечественникам, но также и от «новой украинской власти» выделять средства на проведение ежегодных мероприятий, посвященных Н.В.Гоголю как великому русскому писателю. И пусть иные здесь, на Украине, считают его «чужим», главное, чтобы для нас он оставался своим, близким, нужным. Основание для такой работы есть. 12 февраля Президиум Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников, а затем - 12 марта - и сам ВКСОРС приняли решение о необходимости ежегодно отмечать День памяти Гоголя в день его рождения (2 апреля/20 марта ст.ст.). Есть и формальное основание в рамках Движения соотечественников всерьез заняться памятниками и памятными местами, связанными с жизнью Гоголя - в Полтаве, Полтавской области, в Одессе, Нежине, Киеве, в других местах, где такие памятники установлены, где есть улицы, названные в честь нашего великого писателя. ВКСОРС постановил начать работу над составлением «Реестра памятников и памятных мест общерусской истории и культуры (на территории государства Украина)». Давайте же отмечать День памяти Гоголя - Гения не только Малороссии, но и Великой России, нашей единой страны, нашей неделимой Родины. В том числе и ради того, чтобы возбуждать в наших соотечественниках интерес к гоголевскому наследию, стремление сохранить его и использовать на благо новых поколений тех, кто будет любить Россию так, как призывал любить ее Гоголь.
|